Убеждение именем прокурора» Майор Доброхвалов отказался признавать вину в мошенничестве.

Орловский районный суд 8 сентября начал рассматривать по существу уголовное дело в отношении бывшего начальника отдела №1 по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции УМВД по городу Орлу майора Павла Доброхвалова, а также его подельника, оперативника того же отдела, Дмитрия Борисова. Бывших полицейских обвиняют в мошенническом завладении 1,7 млн рублей местного бизнесмена (ч.3,ст.30, ч.4.ст159 УК РФ). И Доброхвалов, и Борисов отказались признавать свою вину. За первым заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

К моменту начала заседания в зале суда собрались родственники и адвокаты подсудимых. У 33-летнего Павла Доброхвалова один защитник, у 25-летнего Дмитрия Борисова, окончившего юридический институт с красным дипломом и проработавшего в ОБЭП меньше года – целых четыре. Также в суд явился представитель потерпевшего — бизнесмена Владимира Тильмана – адвокат Виктор Алиев.

Когда в зал вошла председательствующая по делу Ираида Емельянова, то первым делом попросила Алиева занять место рядом с адвокатами обвиняемых. Алиев несколько смутился, но возражать не стал. Всего несколькими минутами ранее на просьбу защитников подсудимых расположиться рядом с ними он ответил: «Я лучше как-нибудь поближе к обвинению». Далее Емельянова установила личности подсудимых. У Борисова она, в частности, неожиданно поинтересовалась, по какой причине он не работает. Бывший полицейский ответил вполне банально – потому что сидит. Судье пришлось уточнить вопрос: по какой причине он был уволен из правоохранительных органов.

— В связи с тем, что не доложил о коррупционном поведении своего руководителя, — ответил Борисов.

Аналогичную процедуру установления личности прошел и Доброхвалов.

— Где проживаете? – поинтересовалась судья.

— Сейчас живу в СИЗО, — ответил бывший начальник отдела по борьбе с коррупцией.

— Жили где, Доброхвалов? – уточнила председательствующая.

Подсудимый назвал адрес.

Далее суд огласил ходатайство Доброхвалова, в котором тот просит вызвать в качестве свидетелей двух сотрудников регионального управления ФСБ: врио начальника отдела экономической безопасности и оперативника того же отдела.

«Они понуждали меня к даче нужных им показаний в отношении прокурора Орловской области Ивана Полуэктова», — говорится в ходатайстве. Адвокаты его поддержали. Защитник Жанна Есипова, в частности, отметила: «Защита сама вряд ли сможет вызвать в суд таких высокопоставленных людей».

Против удовлетворения данного ходатайства выступил гособвинитель – начальник уголовно-судебного отдела областной прокуратуры Сергей Теслов. Он назвал ходатайство немотивированным и преждевременным. Суд с этим согласился.

Далее уже сам Теслов зачитал заявление, в котором просил суд разъяснить СМИ, что они якобы не имеют права подробно освещать ход судебного заседания, в том числе использовать прямые речи участников процесса. Впрочем, это СМИ уже проходили во время рассмотрения дела владельца «Орловской нивы» Сергея Будагова. Тогда как районный, так и областной суд напомнили прокуратуре о том, что такое открытые судебные процессы и о том, что есть гласность. Орловский районный суд встал на те же позиции. «Напоминаю участникам процесса и присутствующим, что данный судебный процесс – открытый», — отметила председательствующая Ираида Емельянова.

— Доброхвалов и Борисов органом предварительного расследования обвиняются в том, что они совершили покушение на мошенничество, то есть на хищение чужого имущества путем обмана группой лиц по предварительному сговору с использованием своего служебного положения в особо крупном размере, при этом не довели его до конца по независящим от них обстоятельствам, при следующих обстоятельствах, — начал свое выступление Сергей Теслов по существу судебного заседания.

Как следует из обвинительного заключения, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ, Дмитрий Борисов находился в непосредственном подчинении Павла Доброхвалова. В июне 2016 года оба полицейских получили информацию о длительном конфликте между предпринимателями Владимиром Тильманом и Олегом Костаревым. Кроме того, они узнали, что в отношении первого следственным управлением УМВД было возбуждено уголовное дело по покушению на мошенничество, а также дела, возбужденные по заявлениям Костарева, затрагивающие интересы Тильмана. Доброхвалов и Борисов, по версии обвинения, решили этой информацией воспользоваться в целях «личного обогащения». Они разработали план, согласно которому необходимо было довести до партнера Тильмана – Юрия Черноштана «заведомо ложную информацию о наличии неслужебных связей» с прокурором Полуэктовым и возможности за 4 миллиона рублей добиться прекращения указанных уголовных дел.

«В действительности прокурор области Полуэктов не был осведомлен о преступных намерениях Борисова и Доброхвалова, а указанные лица не собирались передавать ему полученные от Тильмана денежные средства. И не могли обеспечить принятие вышеуказанных процессуальных решений в виду отсутствия у них служебных полномочий и невозможности использования своего служебного положения», — продолжил зачитывать обвинение прокурор Сергей Теслов.

В начале июня 2016 года Дмитрий Борисов подошел на улице к Черноштану, представился оперативником, и сообщил, что «у представляемых им лиц» имеется возможность решить проблемы Тильмана. Черноштан согласился обсудить предложение со своим партнером, находящимся в тот момент за границей. На следующей встрече, произошедшей в кафе «Алтын-бай» Борисов еще раз подтвердил действительность своего предложения Черноштану. При этом он уточнил, что в случае согласия Тильмана, все уголовные дела будут прекращены, а по его заявлению в отношении Костарева будут, напротив, возбуждены. Черноштан довел эту информацию до Тильмана. В двадцатых числах июня Борисов уже вместе с Доброхваловым в районе «Линии» на Михалицына сообщили Черноштану, что для решения проблем Тильмана им необходимо 4 миллиона рублей. «Одновременно Доброхвалов, желая убедить Тильмана в реальности этого предложения, пояснил последнему, что денежные средства предназначаются прокурору Орловской области Ивану Полуэктову, с которым имеются соответствующие договоренности близкого знакомого Доброхвалова и который, в силу должностного положения и обладая необходимыми процессуальными полномочиями, обеспечит принятие решения о прекращении всех уголовных дел, затрагивающих интересы Тильмана», — говорится в тексте обвинения. Там также отмечается, что данный род убеждений являлся способом обмана бизнесмена. На той же встрече Доброхвалов обсудил с Черноштаном передачу денег. Было решено сделать это в два этапа – по два миллиона рублей каждый. При этом первую часть необходимо было передать до начала указанных действий. После этого было еще две встречи, уверено следствие, на которых Доброхвалов и Борисов продолжали убеждать Черноштана в необходимости передать первую часть денег, чтобы Полуэктов якобы начал выполнять взятые обязательства. Тильман согласился и попросил дать время для сбора денег. В свою очередь полицейские предложили ему пока написать в отдел, который возглавлял Доброхвалов, написать какое-нибудь заявление на Костарева. 6 июля Черноштан такое заявление написал. После чего Доброхвалов поручил проведение по нему проверки.

13 июля 2016 года, следует из фабулы обвинения, Черноштан договорился с Борисовым и Доброхваловым о встрече на следующий день в одной из беседок на базе отдыха «Горки», где Тильман передаст первую часть денег. Сам Тильман, «осознавая незаконность действий Борисова и Доброхвалова», обратился в ФСБ, после чего уже действовал в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Около 9 часов вечера 14 июля Доброхвалов и Борисов получили от Тильмана деньги в сумме 1 770 000 рублей, при этом 770 тысяч рублей были настоящими, а 1 миллион – муляж. После получения денег они были задержаны оперативниками УФСБ.

— Доброхвалов, вам понятно обвинение, виновным себя вы признаете? – обратилась к подсудимому председательствующая после того, как гособвинитель закончил оглашать обвинение.

— Виновным себя не считаю. Вину – не признаю, — сказал Доброхвалов. То же самое на аналогичные вопрос ответил и Дмитрий Борисов. Оба подсудимых также заявили, что им не понятно обвинение в виду его «неконкретизированности». Они отметили, что намерены дать показания на завершающей стадии процесса.

Далее участники договорились о порядке рассмотрения дела. После этого Ираида Емельянова назначила дату следующего заседания – 29 сентября. На нем будет допрошен потерпевший.

Напомним, дело против Доброхвалова и Борисова было возбуждено летом 2016 года. Изначально оно было возбуждено по статье о мошенничестве. Однако когда Доброхвалову должны были избрать меру пресечения, прокуратура Орловского района отменила постановление СК, посчитав, что дело должно расследоваться по статье о взятке. В результате Доброхвалов еще две недели находился на свободе. После череды обжалований действий прокуратуры, 26 января 2016 года уголовное дело было передано в Главное следственное управление СКР в Москву. Туда же этапировали самого Доброхвалова. Дмитрий Борисов почти год находился на свободе и изначально активно сотрудничал со следствием. 8 июня 2017 года он также был арестован.

31 мая 2017 года действия обвиняемых снова были переквалифицированы на 159 статью, по которой изначально и возбуждалось дело. 30 августа 2017 года суд на три месяца продлил арест обвиняемых. Сейчас они находятся в орловском СИЗО.

Источник информации — Сетевое издание «Орловские новости»